Начало работы форума 16 ноября 2009 года

АвторСообщение
moderator


Сообщение: 37
Зарегистрирован: 18.11.09
Откуда: ССКР-Сверхновая Сарматия-Звёздное Братство Духовных Республик-Великое Кольцо, Воронеж-Чевенгур
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 18:58. Заголовок: *Список литературы и вспомогательные тексты для темы "Коммунизм и Фашизм" на Форуме "МЕ"*


Предлагаю начать с классики - работы Вильгельма Райха "Психология масс и фашизм".

Предлагаемая вниманию читателя работа В. Paйxa представляет собой классическое исследование взаимосвязи психологии масс и фашизма. Она была написана в период экономического кризиса в Германии (1930 – 1933 гг.), впоследствии была запрещена нацистами. К несомненным достоинствам книги следует отнести её уникальный вклад в понимание одного из важнейших явлений нашего времени – фашизма. В этой книге В. Райх использует свои клинические знания характерологической структуры личности для исследования социальных и политических явлений. Райх отвергает концепцию, согласно которой фашизм представляет собой идеологию или результат деятельности отдельного человека; народа; какой-либо этнической или политической группы. Не признаёт он и выдвигаемое марксистскими идеологами понимание фашизма, которое ограничено социально-политическим подходом. Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека, первичные биологические потребности которого подавлялись на протяжении многих тысячелетий. В книге содержится подробный анализ социальной функции такого подавления и решающего значения для него авторитарной семьи и церкви.

Значение этой работы трудно переоценить в наше время.

Характерологическая структура личности, служившая основой возникновения фашистских движении, не прекратила своею существования и по-прежнему определяет динамику современных социальных конфликтов. Для обеспечения эффективности борьбы с хаосом страданий необходимо обратить внимание на характерологическую структуру личности, которая служит причиной его возникновения. Мы должны понять взаимосвязь между психологией масс и фашизмом и другими формами тоталитаризма.


Скачать книгу можно здесь: http://liblive.ru/?id=157841887

Далее рекомендую ознакомиться с серьёзной академической монографией Вольфганга Виппермана "Европейский фашизм в сравнении: 1922-1982".

Эта книга пользуется заслуженной известностью в мире как детальное, выполненное на высоком научном уровне сравнительное исследование фашистских и неофашистских движений в Европе, позволяющее понять истоки и смысл «коричневой чумы» двадцатого века.

В послесловии, написанном автором специально к русскому изданию, отражено современное состояние феномена фашизма и его научного осмысления.


Скачать книгу можно здесь: http://liblive.ru/?id=644129466

И, разумеется, не могу не посоветовать классику. Монографию оксфордского профессора Николаса Гудрика-Кларка "Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию".

Предлагаемая читателю книга доктора философии, оксфордского историка Николаса Гудрик-Кларка – интереснейшее свидетельство того, как «воображаемый мир, мир духов, мифов и волшебства» непосредственным образом влияет на принятие политических решений, формируя государственную идеологию. «Оккультные корни нацизма: тайные арийские культы и их влияние на идеологию германского нацизма» расскажет Вам о тех идейных силах, которые вдохновляли основателей одного из самых страшных режимов мира – Третьего Рейха.

Скачать книгу можно здесь: http://liblive.ru/?id=920334287

И ещё советую ознакомиться с книгой историка и писателя-фантаста Антона Первушина "Оккультные тайны НКВД и СС".

Книга Антона Первушина «Оккультные тайны НКВД и СС» — это глоток воздуха среди тысяч наименований анти-, квази-, и псевдонаучной литературы. Это своеобразная мини-энциклопедия по вопросам эзотерики, истории тайных оккультных обществ, мифических континентов и территорий: Лемурия, Арктида, Арктогея, Гиперборея, Гондвана, Беловодье, и, наконец, самая легендарная (чуть было не написалось: одиозная) — Шамбала. Краткая, но исчерпывающая характеристика тайных обществ — розенкрейцеры, иллюминаты, мартинисты, спириты, масоны и многие другие — даёт полное представление об их деятельности.

Книга написана ясным, чистым, литературным языком, и, хотя её можно признать серьёзным научным исследованием (только ссылок на источники более 130 наименований), по форме изложения материала она столь доступна, что её может понять даже папуас, окончивший подготовительные курсы университета Патриса Лумумбы. И самое главное, книга написана глубоко аргументированно с научной точки зрения и, следовательно, с позиций здравого смысла, которого ох как не хватает в наше время.

Человек всегда стремился подчинить себе других, желательно всех, но ведь многие и хотят подчиняться, выполнять, что скажут — и не надо ни о чём думать. В древние времена роль такого командира выполняли шаманы. Это были посредники (медиаторы) между человеком и грозными силами природы, которые могли всё объяснить, успокоить и, в силу безграничной веры соплеменников, могли успешно лечить. А главное — руководить и вести за собой куда угодно. Есть ряд указаний на то, что ВСЕ религии произошли из сибирского шаманизма.

Мировая история — это по большей части история борьбы за власть, но лишь немногие знают о некоторых методах, применяемых для этой цели. Как заманчиво включить нечто, или посмотреть на магический кристалл — и народы двинулись вперёд на завоевание чего-нибудь. На поиски Шамбалы, которая располагается где-то в горах Тибета, посылались дорогостоящие экспедиции с целью найти и получить некий источник древнего знания и абсолютной власти. Николай II, Ленин, Дзержинский, Сталин, Гитлер — всем имеющейся власти не хватало, и они искали варианты мистического воздействия на толпу. В книге подробнейшим образом описаны эти экспедиции, далеко не каждый детектив обеспечит такое захватывающее чтение.

Главная тайна оккультной войны — борьба за души людей. И она продолжается.


Скачать книгу можно здесь: http://liblive.ru/?id=969346292

Также рекомендуется к прочтению статья философа и переводчика Натальи Мелентьевой "Оккультные корни коммунизма".

Оккультные корни нацизма разбирались многими авторами, начиная с Повельса и Бержье. Хотя при всем обилии сенсационных книг, посвященных этой теме, до появления серьезного и документированного исследования Гудрика-Кларка большинство лишь повторяло с незначительными вариациями мотивы "Утра Магов".

Сегодня некоторые исследователи Запада начинают приходить к выводу, что не менее интересной может стать тема — "оккультные корни коммунизма", так как мало-помалу выясняется, что советская цивилизация и на практике и в своих теоретических предпосылках была чем-то совершенно иным, нежели воплощением в реальности сухого материалистического марксистского догматизма и механицистского практицизма. <...> Так, тезисы, впервые затронутые Норманом Коном, Анри Безансоном и Михаилом Агурским, стали объектом пристального внимания последователей Генона, Эволы и Элиаде. На данный момент самыми любопытными книгами в этой области являются труды двух итальянских авторов — проф. Джорджио Галли "Политика и маги", (Милан, 1995) и пока неопубликованная диссертация проф. Николы Фумагалли "Политическая и эзотерическая культура русских левых (1880 — 1917). Важный материал по этому вопросу также накоплен ассоциацией "Politica Hermetica", ватиканским специалистом по эзотеризму и сектантству Массимо Интровиньи и американской исследовательницей Беренис Глатцер-Розенталь, посвятившей теме "Оккультизм в современной России и советской культуре" интереснейший доклад на лионской конференции "Le Defi Magique". <...>


Далее ознакомиться со статьёй можно здесь: http://elements.lenin.ru/8komun.htm


Странствование мое долго, и путь мой долог. Я сел в колесницу рассвета и устремил свой путь по пустыням миров, оставляя следы на планетах и звездах.
Это самый далекий, но и самый близкий к себе самому путь, самый запутанный, но ведущий к совершеннейшей простоте песни. (Рабиндранат Тагор "Гитанджали")
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


moderator


Сообщение: 38
Зарегистрирован: 18.11.09
Откуда: ССКР-Сверхновая Сарматия-Звёздное Братство Духовных Республик-Великое Кольцо, Воронеж-Чевенгур
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 19:00. Заголовок: Ещё нашёл вот такой ..


Ещё нашёл вот такой интересный материал, где упоминается, в частности, имя Ивана Антоновича Ефремова. Извините, что выкладываю текст весь , но меня привлекли в нём кое-какие параллели с мыслями уважаемого М. Скифа, что роман "Лезвие Бритвы" - это произведение не только о воспитании человека, но и об истоках "древнейшего фашизма".

Пчеловод В. В.

*Фашизм в чистом виде*

- И в чём же вы видите опасность?

- В фашизме.

- Не понял, вы хотите сказать, что в Индии возможен фашизм?

- Всё зависит от того, что понимать под фашизмом. Сегодня вопрос об угрозе "фашизма", как правило, сводят, прежде всего, - к идеям национальной и расовой исключительности и нетерпимости, к реальным и мнимым посягательствам на права представителей национальных меньшинств и диаспор, а также к унаследованным от Италии и Германии "фашистским" символике и фразеологии. Однако, в ведической культуре Индии - более древней, чем древнеегипетская культура, давшая рождение библейской культуре, - имеются оба символа, сторонники которых обвиняются в фашизме в последние десятилетия: и звезда Давида (сионистский фашизм), и свастика (национал-социализм Германии и подражающие ему неонацисты разных стран).

Кроме того, словосочетание "маленькие люди" характерно для всех толпо-"элитарных" обществ как антипод другим словосочетаниям "лучшие люди", "знатные люди". Насколько я смог убедиться, кастовая система Индии никуда не исчезла, но, как и рабовладению в библейской цивилизации, ей были приданы благообразные формы. Вы, мистер Холмс, надеюсь, обратили внимание на почти трёхсотмиллионную часть населения Индии, которых здесь называют "маленькие люди"? Вы обратили внимание на то, что сами они ничего не требуют. В течение многих поколений им внушили, что так установлено Свыше, что им просто в этой жизни не повезло, но если они будут послушны, то в следующем воплощении им повезёт больше, и в следующей жизни они смогут оказаться в другой касте. Но ведь и другие, кто не входит в категорию "маленьких людей", тоже считают такое положение вещей нормальным. Интересно, что когда ваши предки пришли сюда, то они не смогли в своём языке найти аналога для того, чтобы именовать "низшую касту" индийского общества, составляющую почти треть населения Индии, и стали называть их по-своему: "маленькие люди" - "little people", хотя в самом индийском обществе "высшие касты" звали их иначе: "несуществующие люди". Это - одно из выражений того, что кастовая система Индии, существующая де-факто на протяжении многих веков, один из древнейших на Земле видов фашизма по сути.

- Честно признаюсь, Гриша, вывод для меня несколько неожиданный. Насколько мне известно, слово "фашизм", идёт от латинского слова "фасция", которая представляет собой просто пучок прутьев с воткнутым в середину топориком, обвязанный ремнём. В древнем Риме фасции были сначала знаком царской власти, потом знаком власти высших государственных чиновников, так называемых "магистратов"; за магистратами фасции носили "ликторы" - служители, обеспечивавшие их непосредственную охрану. В современной истории "фашизм" как общественное явление обрёл известность, распространяясь из Италии. Он действительно родился там на основе протестных эмоций множества "маленьких людей", которые в обществе "свободы" личной инициативы оказались угнетёнными индивидуализмом больших и очень больших олигархов , злоупотреблявших разнородной властью по своему усмотрению. Поскольку такого рода протестное движение "маленьких людей" взращивалось в Италии, то претензии его тамошних идеологов на преемственность по отношению к былому величию и мощи Римской империи выразились в том, что древнеримская фасция была избрана ими как символ единения "маленьких людей" в деле защиты их жизни от угнетения "больших людей" - олигархов. Так фасция дала название "фашизм" изначально протестному против олигархии движению возглавляемых вождём "маленьких людей" . Но в Индии я не вижу ни олигархов, ни вождей, но самое главное, - не вижу стремления к протестному объединению "маленьких людей" против невидимых или "несуществующих" олигархов.

- Точно такие же возражения, мистер Холмс, я поначалу высказал моим знакомым из Петербурга, когда они указали мне на индийский фашизм. Действительно, фашизм считается человеконенавистнической идеологией, но такой идеологии вы здесь не найдёте. Более того, все духовные практики, которых в Индии бесчисленное множество, внешне направлены на совершенствование человека. Но посмотрите на реальность, какие возможности у этих трёхсот миллионов стать человеками? Здесь растения и животных ценят выше, чем человека; здесь боготворят каждый кустик, каждое деревце; если прокладывают дорогу и на пути встречается дерево, - дорога обойдёт дерево, и никто не имеет права нанести ему вред, но также никто не замечает здесь "несуществующую" треть населения огромной и сказочно богатой страны. В Индии практически нет организованной преступности, которой заражён и Восток, и Запад, и Россия. Посмотрите на полицейских: разве они обвешаны бронежилетами и самым современным оружием? Одна палка или прут в руках, но... какой порядок! Запад может только позавидовать. А почему? - Потому что общество жёстко стратифицировано и в таком состоянии оно эволюционирует в течение многих тысячелетий. Что могут воровать эти несчастные "маленькие люди" друг у друга? - Кусок полиэтилена, булыжник для очага у сточной канавы? А переход из одной страты-касты в другую невозможен.

Фашизм действительно работает на объединение общества и стремится к обеспечению своей устойчивости в преемственности поколений. Но это объединение общества в систему, в которой могут быть отдельные конфликты между членами впавшего в фашизм общества, а также конфликты между фашизмом в целом и некоторыми людьми обладает своеобразием. Принципы фашистского объедения толпо-"элитарного" общества в целостную систему направлены на то, чтобы исключить образование и возможность действия внутрисистемных факторов, способных подорвать устойчивость фашизма: размыть его изнутри в течение более или менее продолжительного времени либо мгновенно (по историческим меркам) обрушить его. Как мы видим, условий для образования и действия внутрисистемных факторов, способных подорвать устойчивость фашизма, в индийском обществе нет, потому что мы имеем дело с фашизмом законченным и рафинированным, очищенным от всяких идеологических форм, с фашизмом, как культурой и особой системой, препятствующей становлению человечности в обществе.

И здесь важно понять, что фашизм не возникает в результате переворотов, когда группа экстремистов захватывает государственную власть силой или приходит к власти в результате демократических выборов, после чего устанавливает "фашистскую диктатуру"; в фашизм тихо и незаметно при определённых, возможно, целенаправленно созданных обстоятельствах, впадает общество в целом. К сожалению, это так, мистер Холмс, потому что суть фашизма не в какой-либо идеологии, насилии, способах осуществления власти, а в активной поддержке толпой "маленьких людей" системы злоупотреблений властью "элитарной" олигархией, которая представляет неправедность как якобы истинную праведность", и на этой основе, извращая миропонимание людей, культивирует неправедность в обществе, препятствуя людям состояться в качестве человека.

Но при таком понимании сути фашизма вне зависимости от форм и способов его проявления, тот фашизм, который известен по историческому опыту нацистской Германии и который стал показательно-культовым образцом как у "неофашистов", так и у "антифашистов" в разных странах мира, предстаёт как карикатурный фашизм-уродец, искусственно и целенаправленно выращенный заведомо недееспособным для того, чтобы его ужасами привлечь к нему по возможности большее внимание и, тем самым, отвлечь внимание и силы общества от становления куда более дееспособного фашизма, если не беспросветного, то близкого к беспросветности глобального инферно.

- Интересно, - заметил Холмс, - второй раз за свою поездку я слышу это слово. На латыни оно означает что-то вроде ада, но вы русские вкладываете в него какой-то очень актуальный в жизни и совсем не богословско-мистический смысл.

- Достаточно хороший ответ на ваш вопрос даёт роман Ивана Антоновича Ефремова "Час быка". Я не знаю, есть ли перевод этого романа на английский язык, но вы должны знать, что в России почти тридцать лет на его основе формируется мировоззрение не одного поколения. Если и не большинства молодых людей, то по крайней мере - наиболее дееспособной части молодежи. В романе речь идёт о поэме Данте, который своим воображением создал мрачную картину многоступенчатого инферно и объяснил понятную прежде лишь оккультистам страшную суть наименования "инферно", - его безвыходность.

Поскольку понятие инферно лучше всего объясняет суть рафинированного фашизма, на истоки которого мы обратили внимание в нашей беседе, то я попробую кратко изложить отдельные положения того, что очень точно сформулировал Иван Антонович Ефремов, - геолог, палеонтолог, биолог и историк одновременно. Во-первых, он считал, что пресловутый естественный отбор природы является самым ярким выражением инфернальности, при котором эволюция направляется только в одном главном направлении - наибольшей свободы, независимости от внешней среды. При этом происходит умножение недозрелого, гипертрофия однообразия, как песка в пустыне, нарушение уникальности и неповторимой драгоценности несчетным повторением. Поэтому, проходя триллионы превращений от безвестных морских тварей до мыслящего организма, животная жизнь миллиарды лет геологической истории находилась в инферно.

Во-вторых, он справедливо полагал, что человек, как существо мыслящее, попал в двойное инферно - и для тела, и для души. Ему сначала казалось, что он спасается от всех жизненных невзгод бегством в природу. Так создавались сказки о первобытной рае - биосферно-гармоничной, не знающей техники цивилизации, в которую и сегодня мечтают вернуться наши "зеленые". Инферно для души - это первобытные инстинкты, плен, в котором индивид держит сам себя, думая, что сохраняет индивидуальность, а на самом деле останавливается в своём развитии либо на животном уровне, либо на уровне зомби или демона, закрывая тем самым себе пути в человечность. С развитием мощных государственных аппаратов власти и угнетения, с усилением национализма, с накрепко закрытыми границами, инферно стали создаваться и в обществе. Всякая несовершенная социальная система стремится к самоизоляции, ограждая в целях самосохранения свою структуру от контакта с другими системами. Естественно, что сохранить несовершенное могла только "элита" любого общества и для этого она, прежде всего, создавала сегрегацию под любыми предлогами - национальными, религиозными, чтобы превратить жизнь своего народа в замкнутый круг инферно, отделить его от остального мира. Поэтому инфернальность всегда была делом рук "элитарных" кланов. Иван Антонович предупреждал человечество не допустить мирового владычества олигархии - главного источника фашизма. Если такое случится, то над нашей планетой захлопнется гробовая крышка полной безысходности инфернального существования под пятой абсолютной власти, вооруженной всей мощью страшного оружия и не менее убийственной науки. И никто и ничто тогда не сможет помочь, поскольку невозможно будет покинуть тот замкнутый круг инфернальности, в котором только животные и их разновидности - зомби и демоны - будут появляться на свет в слепом инстинкте размножения и сохранения вида.

И в этом философско-политическом романе, мистер Холмс, есть место, где автор хотя и не упоминает Индию, но говорит о культуре, в которой люди с их сильными чувствами, памятью и умением понимать будущее уже осознали, что как и все земные твари они приговорены от рождения к смерти. И для них вопрос лишь в сроке исполнения и том количестве страдания, которое выпадает на их долю. И чем выше, чище, благороднее индивид, тем большая мера страдания будет ему отпущена "щедрой" природой и общественным бытием. А разве среди трёхсот миллионов "маленьких людей" Индии нет тех чистых и благородных, кого "щедрая" природа и "общественное бытие" уже навсегда одарила полной мерой страдания, которого ни они сами, ни окружающее их общество даже не замечают? И где выход из этого реального, а не литературного инферно?

- Извините, Гриша, но мне кажется, что вы сгущаете краски, когда речь идёт об Индии. Мне кажется, что "индийский фашизм" вам всё-таки привиделся.

- Это не так, мистер Холмс. Как русский человек, я всей душой полюбил Индию. И за три года пребывания здесь, я не всё время проводил в ашраме Саи Бабы. Вы жили два дня в Бомбее. Включали ли вы телевизор?

- Да, Гриша, я переключал программы: более 80-ти каналов и везде поют, играют индийские национальные инструменты, исполняют национальные танцы. Что в этом плохого, если оберегается национальная культура. Во многих странах Запада иногда трудно понять, где находишься - сплошной американский стандарт.

- Я тоже не в восторге от западной культуры, но она в какой-то мере всё-таки отражает реальную жизнь Запада. А по фильмам Индии невозможно узнать её реальную жизнь. Поэтому западная кинокритика даже придумала расхожую формулу оценки индийского кино: "Есть плохое кино, есть хорошее кино, а есть ещё индийское кино". Но по умолчанию - это самооценка Запада его неспособности понять истинное назначение индийского кино. А ведь только одна бомбейская киностудия в год выпускает более восьмисот фильмов - настоящий Болливуд, как здесь говорят.

- И в чём, по-вашему Гриша, главное назначение индийского кино?

- По-моему, кино в Индии - это основа религии. Когда мы с вами говорили об отсутствии категории "понятие" в древней Атлантиде, мы не трогали вопросов религии и мировоззрения. Можно сказать, что источники культуры индийского кино - в древней Атлантиде, а современный Голливуд - лишь жалкий подражатель индийскому кино. Посмотрите на массовое американское кино - только видеоряд образов, ярких, запоминающихся и ни одной мысли, ни одного понятия, ни одного затрагивающего душу человека диалога. Спросите любого зрителя, вышедшего из кинозала после просмотра американского кино, о чём говорили его герои? Он посмотрит на вас, как на ненормального и скажет, что американские парни не говорят, а действуют. Тоже самое происходит и в индийском кино, но там более утончённые образы и больше танца и музыки, то есть по сути - это прекрасно разработанный язык образов. И не удивительно, что многие в Индии смотрят на янки, как на богатых обезьян. Индия в индийском кино - своеобразная реклама - завораживающе-красивая, музыкальная и пуритански любвеобильная. Но самое печальное то, что эта "кино-эрзац-жизнь" нравится многим, и не только в Индии. А теперь сопоставьте то, что вы видели в реальной жизни и в кино с тем, что писал об инферно Ефремов и тогда вы поймёте, почему мне "привиделся индийский фашизм".
В это время в дверь постучали и в комнате появился Пракаш.


Источник: http://zhurnal.lib.ru/b/bumagin_a/fash.shtml


Странствование мое долго, и путь мой долог. Я сел в колесницу рассвета и устремил свой путь по пустыням миров, оставляя следы на планетах и звездах.
Это самый далекий, но и самый близкий к себе самому путь, самый запутанный, но ведущий к совершеннейшей простоте песни. (Рабиндранат Тагор "Гитанджали")
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 39
Зарегистрирован: 18.11.09
Откуда: ССКР-Сверхновая Сарматия-Звёздное Братство Духовных Республик-Великое Кольцо, Воронеж-Чевенгур
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 19:01. Заголовок: Ещё внимательно сове..


Ещё внимательно советую прочитать статью Юрия НЕСТЕРЕНКО "Слепящий свет полудня, или Фашизм братьев Стругацких".

Разумеется, постперестроечные циники не могли пройти мимо столь лакомого куска и принялись открывать "подлинное лицо" мира Полудня; в их произведениях описанное у Стругацких оказывается лишь парадным фасадом, столь же далеким от действительности, как творения отдела пропаганды ЦК КПСС от советских реалий. Но мы, в соответствии с ранее поставленной задачей, не пойдем по этому легкому пути, произвольно обличая братьев во лжи и сокрытии фактов. Даже оставляя в стороне вопрос корректности
подобных обличений, в них попросту нет необходимости. Честного анализа канонических текстов вполне достаточно, чтобы доказать, что мир Полудня на самом деле - далеко не столь симпатичное место, каким его принято считать. Ибо это мир даже не утопического коммунизма, а торжествующего фашизма.


***

Итак, "светлый мир Полудня" - это мир, где государство препятствует развитию науки, мир тайной полиции и бессудных убийств, мир тотального промывания мозгов, мир параноидальной ксенофобии, махрового
антропорасизма и геноцида. Если так выглядит Свет, то, право же, Тьма куда предпочтительней...


Далее читать здесь: http://fan.lib.ru/n/nesterenko_j_l/text_0570.shtml

***

Историк и политолог Сергей Георгиевич Кара-Мурза беседует с В. Кожемяко о фашизме и советизме. Дискуссия немало интересная.

<...> О фашизме можно сказать, что это уникальное в истории явление западной культуры: доведенная до предела буржуазная демократия гражданского общества «выворачивается» наизнанку, порождая тоталитарное общество. Такое не может произойти ни в какой иной культуре. Ибо нигде, кроме как на Западе, не возникло современного гражданского общества. То есть не произошло превращения человека в атом, в свободного изолированного индивида. Везде в незападных культурах сохраняются более или менее сильные общинные связи между людьми. О русских и говорить нечего. Только индивиды, ставшие «человеческой пылью», в условиях тяжелого кризиса жаждут соединиться в комок, в рой, натянуть на всех себя одну рубашку - черную или коричневую. «Одна рубашка - одно тело». Это и есть фашизм. Человеку общинному это не нужно, мы и так соединены множественными, насыщенными человеческими связями.

К - Как же назвать этот главный признак?

Думаю, из всех видов тоталитаризма фашизм выделяется своей антропологической моделью - представлением о том, что такое человек. Крупнейший немецкий антрополог Конрад Лоренц, который сам был вначале фашистом, сказал об этом важные вещи. Понять, почему частицы «человеческой пыли» стремятся слепиться в комок, Лоренцу очень помог советский плен (он попал в плен под Витебском в 1944 г. и четыре года пробыл в лагере). Все, что он наблюдал у русских, начиная с самого события пленения, его потрясло. Читая его биографические зарисовки в плену, видишь, какую роль играют наши привычки и обычаи, которых мы и не замечаем, в создании непроницаемого барьера для идей фашизма. Лоренц уподобил фашизм припадку группового инстинкта в среде людей, которые были предельно разобщены. Это разобщение, начало которому в Германии положила Реформация, а затем и капитализм, вызвало тяжелые, хотя и не осознанные страдания. Чашу переполнило поражение Германии в мировой войне. И когда появилась идеология, которая призвала людей соединиться в тоталитарное общество, на нее откликнулись с огромной страстью. Даже под ложными, абсурдными и самоубийственными лозунгами.

У нас такие люди, ставшие «пылью», появляются, в небольшом количестве, только среди «новых русских» и неудачников-«демократов». Так что по этому признаку ни сталинский СССР, ни нынешняя Россия никак для фашизма не подходят. Отщепенцев не хватает.

К - Но ведь течения фашизма были во многих культурах.

К-М - Да, в том числе и в русской. Но это были течения фашиствующих интеллигентов, во многом отщепившихся от традиционной национальной культуры (хотя бы и под знаменем национализма). Кстати, в соблазн фашизма в 30-40-е годы впала очень значительная часть европейской интеллигенции. Об этом сегодня стараются не вспоминать. Но для нас главное, что в массовое общественное сознание идеи фашизма не проникли нигде в такой степени, как в Германии. Даже в Италии, на родине фашизма, такого не было.


Далее читать здесь: http://www.situation.ru/app/rs/books/articles/koj3.htm

***

И, наконец, настоятельно рекомендую прочитать книгу Карла Мангейма «Идеология и утопия» (Ideologie und Utopie. Bonn, 1929.), где он блестяще раскрыл феномен «утопического» и его непосредственное влияние на политическую мифологию. Это классика!

<...> Странное явление - эта либеральная идея Нового времени, борющаяся на два фронта, возвышенная и фантастическая одновременно. Идеалистическому сознанию, далекому от визионерства хилиастов с их концепцией реальности и обращением к Богу, было столь же чуждо консервативное, узкоограниченное господство над вещами и людьми, с его «почвенническим» и временным представлением о мире. Социальным базисом этого сознания, основанного на идее, был средний слой, буржуазия и интеллигенция. Вследствие своего структурного положения данное сознание занимало среднюю динамическую позицию между витальностью, экстазом и мстительностью угнетенных слоев, с одной стороны, и непосредственной конкретностью господствующего феодального слоя, интересы которого находились в полном соответствии с тогдашней действительностью, - с другой.

Читать книгу Карла Мангейма здесь: http://www.krotov.info/libr_min/m/merkury/manheim0.html


Странствование мое долго, и путь мой долог. Я сел в колесницу рассвета и устремил свой путь по пустыням миров, оставляя следы на планетах и звездах.
Это самый далекий, но и самый близкий к себе самому путь, самый запутанный, но ведущий к совершеннейшей простоте песни. (Рабиндранат Тагор "Гитанджали")
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет